Даниил Хармс. рассказы. избранное. поехали.
ВОПРОС
- Есть ли что-нибудь на земле, что име-
ло бы значение и могло бы даже изменить ход
событий не только на земле, но и в других
мирах? - спросил я у своего учителя.
- Есть, - ответил мне мой учитель.
- Что же это? - спросил я.
- Это... - начал мой учитель и вдруг за-
молчал.
Я стоял и напряженно ждал его ответа. А
он молчал.
И я стоял и молчал.
И он молчал.
И я стоял и молчал.
И он молчал.
Мы оба стоим и молчим.
Хо-ля-ля!
Мы оба стоим и молчим!
Хэ-лэ-лэ!
Да, да, мы оба стоим и молчим!
---
дальше (мнооого)
НЕУДАЧНЫЙ СПЕКТАКЛЬ
На сцену выходит Петраков-Горбунов, хо-
чет что-то сказать, но икает. Его начи-
нает рвать. Он уходит.
Выходит Притыкин.
П р и т ы к и н: Уважаемый Петраков-Гор-
бунов должен сооб... (Его рвет, и он убега-
ет).
Выходит Макаров.
М а к а р о в: Егор... (Макарова рвет.
Он убегает.)
Выходит Серпухов.
С е р п у х о в: Чтобы не быть... (Его
рвет, он убегает).
Выходит Курова.
К у р о в а: Я была бы... (Ее рвет, она
убегает).
Выходит маленькая девочка.
М а л е н ь к а я д е в о ч к а:
- Папа просил передать вам всем, что те-
атр закрывается. Нас всех тошнит.
-Занавес-
---
ЧЕТВЕРОНОГАЯ ВОРОНА
Жила-была четвероногая ворона. Собствен-
но говоря, у нее было пять ног, но об этом
говорить не стоит.
Вот однажды купила себе четвероногая во-
рона кофе и думает: "Ну вот, купила я себе
кофе, а что с ним делать?"
А тут, как на беду, пробегала мимо лиса.
Увидала она ворону и кричит ей:
- Эй, - кричит, - ты, ворона!
А ворона лисе кричит:
- Сама ты ворона!
А лиса вороне кричит:
- А ты, ворона, свинья!
Тут ворона от обиды рассыпала кофе. А
лиса прочь побежала. А ворона слезла на зем-
лю и пошла на своих четырех, или точнее, пя-
ти ногах в свой паршивый дом.
---
НАЧАЛО ОЧЕНЬ ХОРОШЕГО
ЛЕТНЕГО ДНЯ
(СИМФОНИЯ)
Чуть только прокричал петух, Тимофей вы-
скочил из окошка на улицу и напугал всех,
кто проходил в это время по улице. Крестья-
нин Харитон остановился, поднял камень и пу-
стил им в Тимофея. Тимофей куда-то исчез.
- Вот ловкач! - закричало человеческое
стадо, и некто Зубов разбежался и со всего
маху двинулся головой о стенку.
- Эх! - вскрикнула баба с флюсом. Но Ко-
маров сделал этой бабе тепель-тапель, и баба
с воем убежала в подворотню.
Мимо шел Фетелюшин и посмеивался. К нему
подошел Комаров и сказал:
- Эй ты, сало, - и ударил Фетелюшина по
животу. Фетелюшин прислонился к стене и на-
чал икать.
Ромашкин плевался сверху из окна, стара-
ясь попасть в Фетелюшина. Тут же невдалеке
носатая баба била корытом своего ребенка. А
молодая толстенькая мать терла хорошенькую
девочку лицом о кирпичную стенку.
Маленькая собачка, сломав тоненькую нож-
ку, валялась на панели.
Маленький мальчик ел из плевательницы
какую-то гадость.
У бакалейного магазина стояла очередь за
сахаром. Бабы громко ругались и толкали друг
друга кошелками.
Крестьянин Харитон, напившись денатура-
та, стоял перед бабами с растегнутыми штана-
ми и произносил нехорошие слова.
Таким образом начинался хороший летний
день.
---
БАСНЯ
Один человек небольшого роста сказал: "Я
согласен на все, только бы быть капельку по-
выше". Только он это сказал, как смотрит -
перед ним волшебница. А человек небольшого
роста стоит и от страха ничего сказать не
может.
"Ну?" - говорит волшебница. А человек
небольшого роста стоит и молчит. Волшебница
исчезла. Тут человек небольшого роста начал
плакать и кусать себе ногти. Сначала на ру-
ках ногти сгрыз, а потом на ногах.
* * *
Читатель, вдумайся в эту басню, и тебе
станет не по себе.
---
Два человека разговорились. Причем один
человек заикался на гласных, а другой на
гласных и согласных.
Когда они кончили говорить, стало очень
приятно - будто потушили примус.
---
О ПУШКИНЕ
Трудно сказать что-нибудь о Пушкине то-
му, кто ничего о нем не знает. Пушкин вели-
кий поэт. Наполеон менее велик, чем Пушкин.
И Бисмарк по сравнению с Пушкиным ничто. И
Александр I и II, и III просто пузыри по
сравнению с Пушкиным. Да и все люди по срав-
нению с Пушкиным пузыри, только по сравнению
с Гоголем Пушкин сам пузырь.
А потому вместо того, чтобы писать о Пу-
шкине, я лучше напишу вам о Гоголе.
Хотя Гоголь так велик, что о нем и пи-
сать-то ничего нельзя, поэтому я буду все-
-таки писать о Пушкине.
Но после Гоголя писать о Пушкине как-то
обидно. А о Гоголе писать нельзя. Поэтому я
уж лучше ни о ком ничего не напишу.
---
ПОБЕДА МЫШИНА
Мышину сказали: "Эй, Мышин, вставай!"
Мышин сказал: "Не встану", - и продолжал
лежать на полу.
Тогда к Мышину подошел Кулыгин и сказал:
"Если ты, Мышин, не встанешь, я тебя за-
ставлю встать". "Нет", - сказал Мышин, про-
должая лежать на полу. К Мышину подошла Се-
лезнева и сказала: "Вы, Мышин, вечно валяе-
тесь на полу в коридоре и мешаете нам ходить
взад и вперед".
- Мешал и буду мешать, - сказал Мышин.
- Ну знаете, - сказал Коршунов, но его
перебил Кулыгин и сказал:
- Да чего тут долго разговаривать! Зво-
ните в милицию.
Позвонили в милицию и вызвали милиционе-
ра.
Через полчаса пришел милиционер с двор-
ником.
- Чего у вас тут? - спросил милиционер.
- Полюбуйтесь, - сказал Коршунов, но его
перебил Кулыгин и сказал:
- Вот. Этот гражданин все время лежит
тут на полу и мешает нам ходить по коридору.
Мы его и так и эдак...
Но тут Кулыгина перебила Селезнева и
сказала:
- Мы его просили уйти, а он не уходит.
- Да, - сказал Коршунов.
Милиционер подошел к Мышину.
- Вы, гражданин, зачем тут лежите? -
сказал милиционер.
- Отдыхаю, - сказал Мышин.
- Здесь, гражданин, отдыхать не годится,
- сказал милиционер. - Вы где, гражданин,
живете?
- Тут, - сказал Мышин.
- Где ваша комната? - спросил милицио-
нер.
- Он прописан в нашей квартире, а комна-
ты не имеет, - сказал Кулыгин.
- Обождите, гражданин, - сказал милицио-
нер, - я сейчас с ним говорю. Гражданин, где
вы спите?
- Тут, - сказал Мышин.
- Позвольте, - сказал Коршунов, но его
перебил Кулыгин и сказал:
- Он даже кровати не имеет и валяется на
голом полу.
- Они давно на него жалуются, - сказал
дворник.
- Совершенно невозможно ходить по кори-
дору, - сказала Селезнева. - Я не могу веч-
но шагать через мужчину. А он нарочно ноги
вытянет, да еще руки вытянет, да еще на спи-
ну ляжет и глядит. Я с работы усталая прихо-
жу, мне отдых нужен.
- Присовокупляю, - сказал Коршунов, но
его перебил Кулыгин и сказал:
- Он и ночью здесь лежит. Об него в тем-
ноте все спотыкаются. Я через него одеяло
свое разорвал.
Селезнева сказала:
- У него вечно из кармана какие-то гвоз-
ди вываливаются. Невозможно по коридору бо-
сой ходить, того и гляди ногу напорешь.
- Они давеча хотели его керосином по-
жечь, - сказал дворник.
- Мы его керосином облили, - сказал Кор-
шунов, но его перебил Кулыгин и сказал:
- Мы его только для страха облили, а
поджечь и не собирались.
- Да я бы не позволила в своем присут-
ствии живого человека жечь, - сказала Селез-
нева.
- А почему этот гражданин в коридоре ле-
жит? - спросил вдруг милиционер.
- Здрасьте-пожалуйста! - сказал Коршу-
нов, но Кулыгин его перебил и сказал:
- А потому что у него нет другой жил-
площади: вот в этой комнате я живу, в той -
вот они, в этой - вот он, а уж Мышин в кори-
доре живет.
- Это не годится, - сказал милиционер. -
Надо, чтобы все на своей жилплощади лежали.
- А у него нет другой жилплощади, как в
коридоре, - сказал Кулыгин.
- Вот именно, - сказал Коршунов.
- Вот он вечно тут и лежит, - сказала
Селезнева.
- Это не годится, - сказал милиционер и
ушел вместе с дворником.
Коршунов подскочил к Мышину.
- Что? - закричал он. - Как вам это по
вкусу пришлось?
- Подождите, - сказал Кулыгин и, подойдя
к Мышину, сказал. - Слышал, чего говорил ми-
лиционер? Вставай с полу.
- Не встану, - сказал Мышин, продолжая
лежать на полу.
- Он теперь нарочно и дальше будет вечно
тут лежать, - сказала Селезнева.
- Определенно, - сказал с раздражением
Кулыгин.
И Коршунов сказал:
- Я в этом не сомневаюсь. Parfaifemenf!
---
ЧТО ТЕПЕРЬ ПРОДАЮТ
В МАГАЗИНАХ
Коратыгин пришел к Тикакееву и не застал
его дома.
А Тикакеев в это время был в магазине и
покупал там сахар, мясо и огурцы.
Коратыгин потолкался возле дверей Тика-
кеева и собрался уже писать записку, вдруг
смотрит, идет сам Тикакеев и несет в руках
клеенчатую кошелку.
Коратыгин увидел Тикакеева и кричит ему:
- А я вас уже целый час жду!
- Неправда, - говорит Тикакеев, - я все-
го двадцать пять минут, как из дома.
- Ну, уж этого я не знаю, - сказал Кора-
тыгин, - а только я тут уже целый час.
- Не врите! - сказал Тикакеев. - Стыдно
врать.
- Милостивейший государь! - сказал Кора-
тыгин. - Потрудитесь выбирать выражения.
- Я считаю... - начал было Тикакеев, но
его перебил Коратыгин.
- Если вы считаете.. - сказал он, но тут
Коратыгина перебил Тикакеев и сказал:
- Сам-то ты хорош!
Эти слова так взбесили Коратыгина, что
он зажал пальцем одну ноздрю, а другой смор-
кнулся в Тикакеева.
Тогда Тикакеев выхватил из кошелки самый
большой огурец и ударил им Коратыгина по го-
лове.
Коратыгин схватился руками за голову,
упал и умер.
Вот какие большие огурцы продаются те-
перь в магазинах!
---
ЧЕТЫРЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ ТОГО, КАК
НОВАЯ ИДЕЯ ОГОРАШИВАЕТ ЧЕЛОВЕКА,
К НЕЙ НЕ ПОДГОТОВЛЕННОГО
I
ПИСАТЕЛЬ: Я писатель!
ЧИТАТЕЛЬ: А по-моему, ты говно!
(Писатель стоит несколько минут, потря-
сенный этой новой идеей и падает замерт-
во. Его выносят.)
II
ХУДОЖНИК: Я художник!
РАБОЧИЙ: А по-моему,ты говно!
(Художник тут же побледнел, как полотно,
И как тростиночка закачался
И неожиданно скончался.
Его выносят.)
III
КОМПОЗИТОР: Я композитор!
ВАНЯ РУБЛЕВ: А по-моему, ты говно!
(Композитор, тяжело дыша, так и осел.
Его неожиданно выносят.)
IV_
ХИМИК: Я химик!
ФИЗИК: А по-моему, ты говно!
(Химик не сказал больше ни слова и тяже-
ло рухнул на пол.)
---
НОВЫЙ ТАЛАНТЛИВЫЙ
ПИСАТЕЛЬ
Андрей Андреевич придумал рассказ.
В старинном замке жил принц, страшный
пьяница. А жена этого принца, наоборот, не
пила даже чаю, только воду и молоко пила. А
муж ее пил водку и вино, а молока не пил. Да
и жена его, собственно говоря, тоже водку
пила, но скрывала это. А муж был бесстыдник
и не скрывал. "Не пью молока, а водку пью!"-
говорил он всегда. А жена тихонько, из-под
фартука, вынимала баночку и хлоп, значит,вы-
пивала. Муж ее, принц, говорит: "Ты бы и мне
дала". А жена, принцесса, говорит: "Нет, са-
мой мало. Хю!" - "Ах ты, говорит принц, ле-
дя!" И с этими словами хвать жену об пол!
Жена себе всю харю расшибла, лежит на полу
и плачет. А принц в мантию завернулся и
ушел к себе на башню. Там у него клетки сто-
яли. Он, видите ли, там кур разводил. Вот
пришел принц на башню, а там куры кричат,
пищи требуют. Одна курица даже ржать начала.
"Ну ты, - говорит ей принц, - шантоклер!
Молчи, пока по зубам не попало!" Курица слов
не понимает и продолжает ржать. Выходит,зна-
чит, что курица на башне шумит, принц, зна-
чит, матерно ругается, а жена внизу, на по-
лу лежит - одним словом, настоящий содом.
Вот какой рассказ выдумал Андрей Андрее-
вич. Уже по этому рассказу можно судить, что
Андрей Андреевич крупный талант. Андрей Анд-
реевич очень умный человек. Очень умный и
очень хороший!
---
Не теперь
Это есть Это.
То есть То.
Это не есть Это.
Остальное либо это, либо не это.
Все либо то, либо не то.
Что не то и не это, то не это и не то.
Что то и это, то и себе Само.
Что себе Само, то может быть то, да не это, либо это, да не то.
Это ушло в то, а то ушло в это. Мы говорим: Бог дунул.
Это ушло в это, а то ушло в то, и нам неоткуда выйти и некуда прийти.
Это ушло в это. Мы спросили: где? Нам пропели: тут.
Это вышло из тут. Что это? Это ТО.
Это есть то.
То есть это.
Тут есть это и то.
Тут ушло в это, это ушло в то, а то ушло в тут.
Мы смотрели, но не видели.
А там стояли это и то.
Там не тут.
Там то.
Тут это.
Но теперь там и это и то.
Но теперь и тут это и то.
Мы тоскуем и думаем и томимся.
Где же теперь?
Теперь тут, а теперь там, а теперь тут, а теперь тут и там.
Это было то.
Тут быть там.
Это, то, там, быть, Я, Мы, Бог.
---
Летят по небу шарики,
летят они, летят,
летят по небу шарики,
блестят и шелестят.
Летят по небу шарики,
а люди машут им,
летят по небу шарики,
а люди машут им.
Летят по небу шарики,
а люди машут шапками,
летят по небу шарики,
а люди машут палками,
летят по небу шарики,
а люди машут булками,
летят по небу шарики,
а люди машут кошками,
летят по небу шарики,
а люди машут стульями,
летят по небу шарики,
а люди машут лампами,
летят по небу шарики,
а люди все стоят,
летят по небу шарики,
блестят и шелестят.
А люди тоже шелестят.
---
АНЕКДОТЫ ИЗ ЖИЗНИ ПУШКИНА
Как известно, у Пушкина никогда не
росла борода. Пушкин очень этим мучился и
всегда завидовал Захарьину, у которого, на-
оборот, борода росла вполне прилично. "У не-
го растет, а у меня не растет", - частенько
говаривал Пушкин, показывая ногтями на Заха-
рьина. И всегда был прав.
Пушкин любил кидаться камнями. Как
увидит камни, так и начнет ими кидаться.
Иногда так разойдется, что стоит весь крас-
ный, руками машет, камнями кидается, просто
ужас!
У Пушкина было четыре сына и все
идиоты. Один не умел даже сидеть на стуле и
все время падал. Пушкин-то и сам довольно
плохо сидел на стуле. Бывало, сплошная умо-
ра: сидят они за столом; на одном конце Пуш-
кин все время падает со стула, а на другом
конце - его сын. Просто хоть святых вон вы-
носи!
---
ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА
Достоевский пришел в гости к Гоголю. По-
звонил. Ему открыли. "Что вы, - говорят,
- Федор Михайлович, Николай Васильевич, уже
лет пятьдесят как умер". "Ну, что ж, - по-
думал Достоевский, - царство ему небесное.
Я ведь тоже когда-нибудь умру".
Лермонтов любил собак. Еще он любил На-
талью Николаевну Пушкину. Только больше все-
го он любил самого Пушкина. Читал его стихи
и всегда плакал. Поплачет, а потом вытащит
саблю и давай рубить подушки. Тут и любимая
собака не попадайся под руку - штук сорок
как-то зарубил. А Пушкин ни от каких стихов
не плакал. Ни за что.
Лев Толстой очень любил детей. Утром
проснется, поймает кого-нибудь и гладит по
головке, пока не позовут завтракать.
Однажды Гоголь переоделся Пушкиным, при-
шел к Пушкину и позвонил. Пушкин открыл ему
и кричит: "Смотри-ка, Арина Радионовна, я
пришел!"
Однажды Пушкин написал письмо Рабиндра-
нату Тагору. "Дорогой далекий друг, - писал
он, - я Вас не знаю, и Вы меня не знаете.
Очень хотелось бы познакомиться. Всего хоро-
шего. Саша." Когда письмо принесли, Тагор
предался самосозерцанию. Так погрузился,
хоть режь его. Жена толкала-толкала, письмо
подсовывала - не видит. Так и не познакоми-
лись.
Однажды Гоголь переоделся Пушкиным, све-
рху нацепил львиную шкуру и поехал в маска-
рад. Ф.М.Достоевский, царство ему небесное,
увидал и кричит: "Спорим - это Лев Толстой!
Спорим - это Лев Толстой!"
Лев Толстой очень любил детей. Однажды
он шел по Тверскому бульвару и увидел идуще-
го впереди Пушкина. Пушкин, как известно,
ростом был невелик. "Конечно, это уже не ре-
бенок, а скорее подросток,- подумал Толстой.
- Все равно догоню и поглажу по головке", -
и побежал догонять Пушкина. Пушкин же не
знал толстовских намерений и бросился нау-
тек. Пробегают мимо городового. Сей страж
порядка был возмущен неприличною быстротой в
людном месте и бегом устремился вслед с
целью остановить. Западная пресса потом пи-
сала, что в России литераторы подвергаются
преследованию со стороны властей.
Однажды Пушкин решил испугать Тургенева
и спрятался на Тверском бульваре под лавкой.
А Гоголь тоже решил в этот день испугать Ту-
ргенева, переоделся Пушкиным и спрятался под
другой лавкой: тут Тургенев идет. Как оба
выскочат.
Лермонтов хотел у Пушкина жену увезти на
Кавказ. Все смотрел на нее из-под колонны и
смотрел. Вдруг устыдился своих желаний.
"Пушкин, - думает, - зеркало русской револю-
ции, а я свинья". Пошел, встал перед ним на
колени и говорит: "Пушкин, - говорит, - где
твой кинжал? Вот грудь моя!" Пушкин долго
смеялся.
Лев Толстой очень любил играть на бала-
лайке (и, конечно, детей). Но не умел. Быва-
ло пишет роман "Война и мир", а сам думает:
"Трень-день-тер-деньдень!".
Пушкин сидит у себя и думает: "Я гений,
ладно. Гоголь тоже гений. Но ведь и Толстой
гений, и Достоевский, царство ему небесное,
гений! Когда же это кончится?". Тут все и
кончилось.
Лев Толстой очень любил детей. Бывало,
привезет в кабриолете штук пять и всех гос-
тей оделяет. И надо же, вечно Герцену не ве-
зло: то вшивый достанется, то кусачий. А по-
пробуй поморщится - схватит костыль и трах
по башке!
Тургенев хотел быть храбрым, как Лермон-
тов, и пошел покупать саблю. Пушкин проходил
мимо магазина и увидел его в окно. Взял и
закричал нарочно: "Смотри-ка, Гоголь (а ни-
какого Гоголя с ним и вовсе не было), смот-
ри-ка. Тургенев саблю покупает! Давай мы с
тобой ружье купим!" Тургенев испугался и в
ту же ночь уехал в Баден-Баден.
Лев Толстой жил на площади Пушкина, а
Герцен - у Никитских ворот. Обоим по литера-
турным делам часто приходилось бывать на
Тверском бульваре. И уж если встретятся -
беда: погонится и хоть раз да врежет косты-
лем по башке. А бывало и так, что впятером
оттаскивали, и Герцена из фонтана в чувство
приводили. Вот почему Пушкин к Вяземскому в
гости ходил, на окошке сидел. Так этот дом
потом и назывался "Дом Герцена".
Шел Пушкин по Тверскому бульвару и уви-
дел Чернышевского. Подкрался, идет сзади.
Мимоидущие литераторы кланяются Пушкину, а
Чернышевский думает - ему. Радуется. Досто-
евский прошел, поклонился. Помялович, Григо-
рович - поклон. Гоголь прошел - засмеялся
так и ручкой сделал, привет - тоже приятно.
Тургенев - реверанс. Потом Пушкин ушел к Вя-
земскому чай пить. А тут навстречу Толстой -
молодой еще был, без бороды, в эполетах. И
не посмотрел даже. Чернышевский потом запи-
сал в дневнике: "Все писатели хорошие, один
Лев Толстой хам, потому что граф!".
Лев Толстой и Ф.М.Достоевский поспорили,
кто лучше роман напишет. Судить пригласили
Тургенева. Толстой прибежал домой, заперся в
кабинете и начал писать роман про детей, ко-
нечно (он их очень любил). А Достоевский си-
дит у себя и думает: "Тургенев человек роб-
кий. Он сидит сейчас у себя и думает: "Дос-
тоевский человек нервный. Если я скажу, что
его роман хуже, он и зарезаться может". Что
же мне стараться? (это Достоевский думает).
Напишу нарочно похуже, все равно денежки мои
будут (на сто рублей спорили)". А Тургенев в
это время сидит у себя и думает: "Достоев-
ский человек нервный, если я скажу, что его
роман хуже, он и зарезаться может. С другой
стороны, Толстой - граф. Тоже лучше не свя-
зываться. Ну их совсем!". И в ту же ночь уе-
хал в Баден-Баден.
Пушкин часто бывал в гостях у Вяземско-
го, подолгу сидел на окне, все видел и все
знал. Он знал, что Лермонтов любит его жену.
Потому считал не вполне уместным передать
ему лиру. Думал Тютчеву послать за границу -
не пропустили, сказали не подлежит: имеет
художественную ценность. А Некрасов ему как
человек не нравился. Вздохнул и оставил лиру
у себя.
Ф.М.Достоевский, царство ему небесное,
страстно любил жизнь. Она его, однако, не
баловала, поэтому он часто грустил. Те же,
кому жизнь улыбалась (например, Лев Толс-
той) не ценили этого, постоянно отвлекаясь
на другие предметы. Например, Лев Толстой
очень любил детей. Они же его боялись. Пря-
тались от него под лавку и шушукались там:
"Робя, вы этого дяденьку бойтесь. Еще как
трахнет костылем!". Дети любили Пушкина. Они
говорили: "Он веселый! Смешной такой!". И
гонялись за ним босоногой стайкой. Но Пушки-
ну было не до детей. Он любил один дом на
Тверском бульваре, одно окно в этом доме...
Он мог часами сидеть на широком подоконнике,
пить чай, смотреть на бульвар... Однажды,
направляясь к этому дому, он поднял глаза и
на своем окне увидел себя! С бакенбардами, с
перстнем на большом пальце! Он,конечно, сра-
зу понял, кто это. А Вы?
Однажды Гоголю подарили канделябр. Он
сразу нацепил на него бакенбарды и стал дра-
зниться: "Эх, ты, - говорит, - лира недоде-
ланная!"
ВОПРОС
- Есть ли что-нибудь на земле, что име-
ло бы значение и могло бы даже изменить ход
событий не только на земле, но и в других
мирах? - спросил я у своего учителя.
- Есть, - ответил мне мой учитель.
- Что же это? - спросил я.
- Это... - начал мой учитель и вдруг за-
молчал.
Я стоял и напряженно ждал его ответа. А
он молчал.
И я стоял и молчал.
И он молчал.
И я стоял и молчал.
И он молчал.
Мы оба стоим и молчим.
Хо-ля-ля!
Мы оба стоим и молчим!
Хэ-лэ-лэ!
Да, да, мы оба стоим и молчим!
---
дальше (мнооого)
НЕУДАЧНЫЙ СПЕКТАКЛЬ
На сцену выходит Петраков-Горбунов, хо-
чет что-то сказать, но икает. Его начи-
нает рвать. Он уходит.
Выходит Притыкин.
П р и т ы к и н: Уважаемый Петраков-Гор-
бунов должен сооб... (Его рвет, и он убега-
ет).
Выходит Макаров.
М а к а р о в: Егор... (Макарова рвет.
Он убегает.)
Выходит Серпухов.
С е р п у х о в: Чтобы не быть... (Его
рвет, он убегает).
Выходит Курова.
К у р о в а: Я была бы... (Ее рвет, она
убегает).
Выходит маленькая девочка.
М а л е н ь к а я д е в о ч к а:
- Папа просил передать вам всем, что те-
атр закрывается. Нас всех тошнит.
-Занавес-
---
ЧЕТВЕРОНОГАЯ ВОРОНА
Жила-была четвероногая ворона. Собствен-
но говоря, у нее было пять ног, но об этом
говорить не стоит.
Вот однажды купила себе четвероногая во-
рона кофе и думает: "Ну вот, купила я себе
кофе, а что с ним делать?"
А тут, как на беду, пробегала мимо лиса.
Увидала она ворону и кричит ей:
- Эй, - кричит, - ты, ворона!
А ворона лисе кричит:
- Сама ты ворона!
А лиса вороне кричит:
- А ты, ворона, свинья!
Тут ворона от обиды рассыпала кофе. А
лиса прочь побежала. А ворона слезла на зем-
лю и пошла на своих четырех, или точнее, пя-
ти ногах в свой паршивый дом.
---
НАЧАЛО ОЧЕНЬ ХОРОШЕГО
ЛЕТНЕГО ДНЯ
(СИМФОНИЯ)
Чуть только прокричал петух, Тимофей вы-
скочил из окошка на улицу и напугал всех,
кто проходил в это время по улице. Крестья-
нин Харитон остановился, поднял камень и пу-
стил им в Тимофея. Тимофей куда-то исчез.
- Вот ловкач! - закричало человеческое
стадо, и некто Зубов разбежался и со всего
маху двинулся головой о стенку.
- Эх! - вскрикнула баба с флюсом. Но Ко-
маров сделал этой бабе тепель-тапель, и баба
с воем убежала в подворотню.
Мимо шел Фетелюшин и посмеивался. К нему
подошел Комаров и сказал:
- Эй ты, сало, - и ударил Фетелюшина по
животу. Фетелюшин прислонился к стене и на-
чал икать.
Ромашкин плевался сверху из окна, стара-
ясь попасть в Фетелюшина. Тут же невдалеке
носатая баба била корытом своего ребенка. А
молодая толстенькая мать терла хорошенькую
девочку лицом о кирпичную стенку.
Маленькая собачка, сломав тоненькую нож-
ку, валялась на панели.
Маленький мальчик ел из плевательницы
какую-то гадость.
У бакалейного магазина стояла очередь за
сахаром. Бабы громко ругались и толкали друг
друга кошелками.
Крестьянин Харитон, напившись денатура-
та, стоял перед бабами с растегнутыми штана-
ми и произносил нехорошие слова.
Таким образом начинался хороший летний
день.
---
БАСНЯ
Один человек небольшого роста сказал: "Я
согласен на все, только бы быть капельку по-
выше". Только он это сказал, как смотрит -
перед ним волшебница. А человек небольшого
роста стоит и от страха ничего сказать не
может.
"Ну?" - говорит волшебница. А человек
небольшого роста стоит и молчит. Волшебница
исчезла. Тут человек небольшого роста начал
плакать и кусать себе ногти. Сначала на ру-
ках ногти сгрыз, а потом на ногах.
* * *
Читатель, вдумайся в эту басню, и тебе
станет не по себе.
---
Два человека разговорились. Причем один
человек заикался на гласных, а другой на
гласных и согласных.
Когда они кончили говорить, стало очень
приятно - будто потушили примус.
---
О ПУШКИНЕ
Трудно сказать что-нибудь о Пушкине то-
му, кто ничего о нем не знает. Пушкин вели-
кий поэт. Наполеон менее велик, чем Пушкин.
И Бисмарк по сравнению с Пушкиным ничто. И
Александр I и II, и III просто пузыри по
сравнению с Пушкиным. Да и все люди по срав-
нению с Пушкиным пузыри, только по сравнению
с Гоголем Пушкин сам пузырь.
А потому вместо того, чтобы писать о Пу-
шкине, я лучше напишу вам о Гоголе.
Хотя Гоголь так велик, что о нем и пи-
сать-то ничего нельзя, поэтому я буду все-
-таки писать о Пушкине.
Но после Гоголя писать о Пушкине как-то
обидно. А о Гоголе писать нельзя. Поэтому я
уж лучше ни о ком ничего не напишу.
---
ПОБЕДА МЫШИНА
Мышину сказали: "Эй, Мышин, вставай!"
Мышин сказал: "Не встану", - и продолжал
лежать на полу.
Тогда к Мышину подошел Кулыгин и сказал:
"Если ты, Мышин, не встанешь, я тебя за-
ставлю встать". "Нет", - сказал Мышин, про-
должая лежать на полу. К Мышину подошла Се-
лезнева и сказала: "Вы, Мышин, вечно валяе-
тесь на полу в коридоре и мешаете нам ходить
взад и вперед".
- Мешал и буду мешать, - сказал Мышин.
- Ну знаете, - сказал Коршунов, но его
перебил Кулыгин и сказал:
- Да чего тут долго разговаривать! Зво-
ните в милицию.
Позвонили в милицию и вызвали милиционе-
ра.
Через полчаса пришел милиционер с двор-
ником.
- Чего у вас тут? - спросил милиционер.
- Полюбуйтесь, - сказал Коршунов, но его
перебил Кулыгин и сказал:
- Вот. Этот гражданин все время лежит
тут на полу и мешает нам ходить по коридору.
Мы его и так и эдак...
Но тут Кулыгина перебила Селезнева и
сказала:
- Мы его просили уйти, а он не уходит.
- Да, - сказал Коршунов.
Милиционер подошел к Мышину.
- Вы, гражданин, зачем тут лежите? -
сказал милиционер.
- Отдыхаю, - сказал Мышин.
- Здесь, гражданин, отдыхать не годится,
- сказал милиционер. - Вы где, гражданин,
живете?
- Тут, - сказал Мышин.
- Где ваша комната? - спросил милицио-
нер.
- Он прописан в нашей квартире, а комна-
ты не имеет, - сказал Кулыгин.
- Обождите, гражданин, - сказал милицио-
нер, - я сейчас с ним говорю. Гражданин, где
вы спите?
- Тут, - сказал Мышин.
- Позвольте, - сказал Коршунов, но его
перебил Кулыгин и сказал:
- Он даже кровати не имеет и валяется на
голом полу.
- Они давно на него жалуются, - сказал
дворник.
- Совершенно невозможно ходить по кори-
дору, - сказала Селезнева. - Я не могу веч-
но шагать через мужчину. А он нарочно ноги
вытянет, да еще руки вытянет, да еще на спи-
ну ляжет и глядит. Я с работы усталая прихо-
жу, мне отдых нужен.
- Присовокупляю, - сказал Коршунов, но
его перебил Кулыгин и сказал:
- Он и ночью здесь лежит. Об него в тем-
ноте все спотыкаются. Я через него одеяло
свое разорвал.
Селезнева сказала:
- У него вечно из кармана какие-то гвоз-
ди вываливаются. Невозможно по коридору бо-
сой ходить, того и гляди ногу напорешь.
- Они давеча хотели его керосином по-
жечь, - сказал дворник.
- Мы его керосином облили, - сказал Кор-
шунов, но его перебил Кулыгин и сказал:
- Мы его только для страха облили, а
поджечь и не собирались.
- Да я бы не позволила в своем присут-
ствии живого человека жечь, - сказала Селез-
нева.
- А почему этот гражданин в коридоре ле-
жит? - спросил вдруг милиционер.
- Здрасьте-пожалуйста! - сказал Коршу-
нов, но Кулыгин его перебил и сказал:
- А потому что у него нет другой жил-
площади: вот в этой комнате я живу, в той -
вот они, в этой - вот он, а уж Мышин в кори-
доре живет.
- Это не годится, - сказал милиционер. -
Надо, чтобы все на своей жилплощади лежали.
- А у него нет другой жилплощади, как в
коридоре, - сказал Кулыгин.
- Вот именно, - сказал Коршунов.
- Вот он вечно тут и лежит, - сказала
Селезнева.
- Это не годится, - сказал милиционер и
ушел вместе с дворником.
Коршунов подскочил к Мышину.
- Что? - закричал он. - Как вам это по
вкусу пришлось?
- Подождите, - сказал Кулыгин и, подойдя
к Мышину, сказал. - Слышал, чего говорил ми-
лиционер? Вставай с полу.
- Не встану, - сказал Мышин, продолжая
лежать на полу.
- Он теперь нарочно и дальше будет вечно
тут лежать, - сказала Селезнева.
- Определенно, - сказал с раздражением
Кулыгин.
И Коршунов сказал:
- Я в этом не сомневаюсь. Parfaifemenf!
---
ЧТО ТЕПЕРЬ ПРОДАЮТ
В МАГАЗИНАХ
Коратыгин пришел к Тикакееву и не застал
его дома.
А Тикакеев в это время был в магазине и
покупал там сахар, мясо и огурцы.
Коратыгин потолкался возле дверей Тика-
кеева и собрался уже писать записку, вдруг
смотрит, идет сам Тикакеев и несет в руках
клеенчатую кошелку.
Коратыгин увидел Тикакеева и кричит ему:
- А я вас уже целый час жду!
- Неправда, - говорит Тикакеев, - я все-
го двадцать пять минут, как из дома.
- Ну, уж этого я не знаю, - сказал Кора-
тыгин, - а только я тут уже целый час.
- Не врите! - сказал Тикакеев. - Стыдно
врать.
- Милостивейший государь! - сказал Кора-
тыгин. - Потрудитесь выбирать выражения.
- Я считаю... - начал было Тикакеев, но
его перебил Коратыгин.
- Если вы считаете.. - сказал он, но тут
Коратыгина перебил Тикакеев и сказал:
- Сам-то ты хорош!
Эти слова так взбесили Коратыгина, что
он зажал пальцем одну ноздрю, а другой смор-
кнулся в Тикакеева.
Тогда Тикакеев выхватил из кошелки самый
большой огурец и ударил им Коратыгина по го-
лове.
Коратыгин схватился руками за голову,
упал и умер.
Вот какие большие огурцы продаются те-
перь в магазинах!
---
ЧЕТЫРЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ ТОГО, КАК
НОВАЯ ИДЕЯ ОГОРАШИВАЕТ ЧЕЛОВЕКА,
К НЕЙ НЕ ПОДГОТОВЛЕННОГО
I
ПИСАТЕЛЬ: Я писатель!
ЧИТАТЕЛЬ: А по-моему, ты говно!
(Писатель стоит несколько минут, потря-
сенный этой новой идеей и падает замерт-
во. Его выносят.)
II
ХУДОЖНИК: Я художник!
РАБОЧИЙ: А по-моему,ты говно!
(Художник тут же побледнел, как полотно,
И как тростиночка закачался
И неожиданно скончался.
Его выносят.)
III
КОМПОЗИТОР: Я композитор!
ВАНЯ РУБЛЕВ: А по-моему, ты говно!
(Композитор, тяжело дыша, так и осел.
Его неожиданно выносят.)
IV_
ХИМИК: Я химик!
ФИЗИК: А по-моему, ты говно!
(Химик не сказал больше ни слова и тяже-
ло рухнул на пол.)
---
НОВЫЙ ТАЛАНТЛИВЫЙ
ПИСАТЕЛЬ
Андрей Андреевич придумал рассказ.
В старинном замке жил принц, страшный
пьяница. А жена этого принца, наоборот, не
пила даже чаю, только воду и молоко пила. А
муж ее пил водку и вино, а молока не пил. Да
и жена его, собственно говоря, тоже водку
пила, но скрывала это. А муж был бесстыдник
и не скрывал. "Не пью молока, а водку пью!"-
говорил он всегда. А жена тихонько, из-под
фартука, вынимала баночку и хлоп, значит,вы-
пивала. Муж ее, принц, говорит: "Ты бы и мне
дала". А жена, принцесса, говорит: "Нет, са-
мой мало. Хю!" - "Ах ты, говорит принц, ле-
дя!" И с этими словами хвать жену об пол!
Жена себе всю харю расшибла, лежит на полу
и плачет. А принц в мантию завернулся и
ушел к себе на башню. Там у него клетки сто-
яли. Он, видите ли, там кур разводил. Вот
пришел принц на башню, а там куры кричат,
пищи требуют. Одна курица даже ржать начала.
"Ну ты, - говорит ей принц, - шантоклер!
Молчи, пока по зубам не попало!" Курица слов
не понимает и продолжает ржать. Выходит,зна-
чит, что курица на башне шумит, принц, зна-
чит, матерно ругается, а жена внизу, на по-
лу лежит - одним словом, настоящий содом.
Вот какой рассказ выдумал Андрей Андрее-
вич. Уже по этому рассказу можно судить, что
Андрей Андреевич крупный талант. Андрей Анд-
реевич очень умный человек. Очень умный и
очень хороший!
---
Не теперь
Это есть Это.
То есть То.
Это не есть Это.
Остальное либо это, либо не это.
Все либо то, либо не то.
Что не то и не это, то не это и не то.
Что то и это, то и себе Само.
Что себе Само, то может быть то, да не это, либо это, да не то.
Это ушло в то, а то ушло в это. Мы говорим: Бог дунул.
Это ушло в это, а то ушло в то, и нам неоткуда выйти и некуда прийти.
Это ушло в это. Мы спросили: где? Нам пропели: тут.
Это вышло из тут. Что это? Это ТО.
Это есть то.
То есть это.
Тут есть это и то.
Тут ушло в это, это ушло в то, а то ушло в тут.
Мы смотрели, но не видели.
А там стояли это и то.
Там не тут.
Там то.
Тут это.
Но теперь там и это и то.
Но теперь и тут это и то.
Мы тоскуем и думаем и томимся.
Где же теперь?
Теперь тут, а теперь там, а теперь тут, а теперь тут и там.
Это было то.
Тут быть там.
Это, то, там, быть, Я, Мы, Бог.
---
Летят по небу шарики,
летят они, летят,
летят по небу шарики,
блестят и шелестят.
Летят по небу шарики,
а люди машут им,
летят по небу шарики,
а люди машут им.
Летят по небу шарики,
а люди машут шапками,
летят по небу шарики,
а люди машут палками,
летят по небу шарики,
а люди машут булками,
летят по небу шарики,
а люди машут кошками,
летят по небу шарики,
а люди машут стульями,
летят по небу шарики,
а люди машут лампами,
летят по небу шарики,
а люди все стоят,
летят по небу шарики,
блестят и шелестят.
А люди тоже шелестят.
---
АНЕКДОТЫ ИЗ ЖИЗНИ ПУШКИНА
Как известно, у Пушкина никогда не
росла борода. Пушкин очень этим мучился и
всегда завидовал Захарьину, у которого, на-
оборот, борода росла вполне прилично. "У не-
го растет, а у меня не растет", - частенько
говаривал Пушкин, показывая ногтями на Заха-
рьина. И всегда был прав.
Пушкин любил кидаться камнями. Как
увидит камни, так и начнет ими кидаться.
Иногда так разойдется, что стоит весь крас-
ный, руками машет, камнями кидается, просто
ужас!
У Пушкина было четыре сына и все
идиоты. Один не умел даже сидеть на стуле и
все время падал. Пушкин-то и сам довольно
плохо сидел на стуле. Бывало, сплошная умо-
ра: сидят они за столом; на одном конце Пуш-
кин все время падает со стула, а на другом
конце - его сын. Просто хоть святых вон вы-
носи!
---
ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА
Достоевский пришел в гости к Гоголю. По-
звонил. Ему открыли. "Что вы, - говорят,
- Федор Михайлович, Николай Васильевич, уже
лет пятьдесят как умер". "Ну, что ж, - по-
думал Достоевский, - царство ему небесное.
Я ведь тоже когда-нибудь умру".
Лермонтов любил собак. Еще он любил На-
талью Николаевну Пушкину. Только больше все-
го он любил самого Пушкина. Читал его стихи
и всегда плакал. Поплачет, а потом вытащит
саблю и давай рубить подушки. Тут и любимая
собака не попадайся под руку - штук сорок
как-то зарубил. А Пушкин ни от каких стихов
не плакал. Ни за что.
Лев Толстой очень любил детей. Утром
проснется, поймает кого-нибудь и гладит по
головке, пока не позовут завтракать.
Однажды Гоголь переоделся Пушкиным, при-
шел к Пушкину и позвонил. Пушкин открыл ему
и кричит: "Смотри-ка, Арина Радионовна, я
пришел!"
Однажды Пушкин написал письмо Рабиндра-
нату Тагору. "Дорогой далекий друг, - писал
он, - я Вас не знаю, и Вы меня не знаете.
Очень хотелось бы познакомиться. Всего хоро-
шего. Саша." Когда письмо принесли, Тагор
предался самосозерцанию. Так погрузился,
хоть режь его. Жена толкала-толкала, письмо
подсовывала - не видит. Так и не познакоми-
лись.
Однажды Гоголь переоделся Пушкиным, све-
рху нацепил львиную шкуру и поехал в маска-
рад. Ф.М.Достоевский, царство ему небесное,
увидал и кричит: "Спорим - это Лев Толстой!
Спорим - это Лев Толстой!"
Лев Толстой очень любил детей. Однажды
он шел по Тверскому бульвару и увидел идуще-
го впереди Пушкина. Пушкин, как известно,
ростом был невелик. "Конечно, это уже не ре-
бенок, а скорее подросток,- подумал Толстой.
- Все равно догоню и поглажу по головке", -
и побежал догонять Пушкина. Пушкин же не
знал толстовских намерений и бросился нау-
тек. Пробегают мимо городового. Сей страж
порядка был возмущен неприличною быстротой в
людном месте и бегом устремился вслед с
целью остановить. Западная пресса потом пи-
сала, что в России литераторы подвергаются
преследованию со стороны властей.
Однажды Пушкин решил испугать Тургенева
и спрятался на Тверском бульваре под лавкой.
А Гоголь тоже решил в этот день испугать Ту-
ргенева, переоделся Пушкиным и спрятался под
другой лавкой: тут Тургенев идет. Как оба
выскочат.
Лермонтов хотел у Пушкина жену увезти на
Кавказ. Все смотрел на нее из-под колонны и
смотрел. Вдруг устыдился своих желаний.
"Пушкин, - думает, - зеркало русской револю-
ции, а я свинья". Пошел, встал перед ним на
колени и говорит: "Пушкин, - говорит, - где
твой кинжал? Вот грудь моя!" Пушкин долго
смеялся.
Лев Толстой очень любил играть на бала-
лайке (и, конечно, детей). Но не умел. Быва-
ло пишет роман "Война и мир", а сам думает:
"Трень-день-тер-деньдень!".
Пушкин сидит у себя и думает: "Я гений,
ладно. Гоголь тоже гений. Но ведь и Толстой
гений, и Достоевский, царство ему небесное,
гений! Когда же это кончится?". Тут все и
кончилось.
Лев Толстой очень любил детей. Бывало,
привезет в кабриолете штук пять и всех гос-
тей оделяет. И надо же, вечно Герцену не ве-
зло: то вшивый достанется, то кусачий. А по-
пробуй поморщится - схватит костыль и трах
по башке!
Тургенев хотел быть храбрым, как Лермон-
тов, и пошел покупать саблю. Пушкин проходил
мимо магазина и увидел его в окно. Взял и
закричал нарочно: "Смотри-ка, Гоголь (а ни-
какого Гоголя с ним и вовсе не было), смот-
ри-ка. Тургенев саблю покупает! Давай мы с
тобой ружье купим!" Тургенев испугался и в
ту же ночь уехал в Баден-Баден.
Лев Толстой жил на площади Пушкина, а
Герцен - у Никитских ворот. Обоим по литера-
турным делам часто приходилось бывать на
Тверском бульваре. И уж если встретятся -
беда: погонится и хоть раз да врежет косты-
лем по башке. А бывало и так, что впятером
оттаскивали, и Герцена из фонтана в чувство
приводили. Вот почему Пушкин к Вяземскому в
гости ходил, на окошке сидел. Так этот дом
потом и назывался "Дом Герцена".
Шел Пушкин по Тверскому бульвару и уви-
дел Чернышевского. Подкрался, идет сзади.
Мимоидущие литераторы кланяются Пушкину, а
Чернышевский думает - ему. Радуется. Досто-
евский прошел, поклонился. Помялович, Григо-
рович - поклон. Гоголь прошел - засмеялся
так и ручкой сделал, привет - тоже приятно.
Тургенев - реверанс. Потом Пушкин ушел к Вя-
земскому чай пить. А тут навстречу Толстой -
молодой еще был, без бороды, в эполетах. И
не посмотрел даже. Чернышевский потом запи-
сал в дневнике: "Все писатели хорошие, один
Лев Толстой хам, потому что граф!".
Лев Толстой и Ф.М.Достоевский поспорили,
кто лучше роман напишет. Судить пригласили
Тургенева. Толстой прибежал домой, заперся в
кабинете и начал писать роман про детей, ко-
нечно (он их очень любил). А Достоевский си-
дит у себя и думает: "Тургенев человек роб-
кий. Он сидит сейчас у себя и думает: "Дос-
тоевский человек нервный. Если я скажу, что
его роман хуже, он и зарезаться может". Что
же мне стараться? (это Достоевский думает).
Напишу нарочно похуже, все равно денежки мои
будут (на сто рублей спорили)". А Тургенев в
это время сидит у себя и думает: "Достоев-
ский человек нервный, если я скажу, что его
роман хуже, он и зарезаться может. С другой
стороны, Толстой - граф. Тоже лучше не свя-
зываться. Ну их совсем!". И в ту же ночь уе-
хал в Баден-Баден.
Пушкин часто бывал в гостях у Вяземско-
го, подолгу сидел на окне, все видел и все
знал. Он знал, что Лермонтов любит его жену.
Потому считал не вполне уместным передать
ему лиру. Думал Тютчеву послать за границу -
не пропустили, сказали не подлежит: имеет
художественную ценность. А Некрасов ему как
человек не нравился. Вздохнул и оставил лиру
у себя.
Ф.М.Достоевский, царство ему небесное,
страстно любил жизнь. Она его, однако, не
баловала, поэтому он часто грустил. Те же,
кому жизнь улыбалась (например, Лев Толс-
той) не ценили этого, постоянно отвлекаясь
на другие предметы. Например, Лев Толстой
очень любил детей. Они же его боялись. Пря-
тались от него под лавку и шушукались там:
"Робя, вы этого дяденьку бойтесь. Еще как
трахнет костылем!". Дети любили Пушкина. Они
говорили: "Он веселый! Смешной такой!". И
гонялись за ним босоногой стайкой. Но Пушки-
ну было не до детей. Он любил один дом на
Тверском бульваре, одно окно в этом доме...
Он мог часами сидеть на широком подоконнике,
пить чай, смотреть на бульвар... Однажды,
направляясь к этому дому, он поднял глаза и
на своем окне увидел себя! С бакенбардами, с
перстнем на большом пальце! Он,конечно, сра-
зу понял, кто это. А Вы?
Однажды Гоголю подарили канделябр. Он
сразу нацепил на него бакенбарды и стал дра-
зниться: "Эх, ты, - говорит, - лира недоде-
ланная!"